+7 (4212)24-48-10
ул. Тихоокеанская, 169 ул. Ленина, 73
Режим работы: 10:00 до 21:00
02-08-2014

Единый государственный экзамен (ЕГЭ и ГИА): за и против

02-08-2014

Что такое ЕГЭ, сегодня знают практически все, по крайней мере, школьники и их родители – точно. Но действительно ли подобная проверка знаний является эффективной?

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) вызвал очередной раскол в общественном мнении. Отныне это реальность, которая всерьез и надолго закрепилась в нашей стране. И на данный момент хватает как сторонников, так и противников этого нововведения. Поэтому целесообразно будет рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны ЕГЭ.


Итак, что же можно отнести к плюсам этого тестирования? В первую очередь ЕГЭ избавляет от необходимости сдавать вступительные экзамены при поступлении в вуз и получении высшего образования. Значит, у выпускников одним стрессом будет меньше. Все зависит от того, как вы сдадите определенные предметы на тестировании. Те предметы, которые ранее сдавались на вступительных экзаменах в вузе, теперь единственный раз сдаются на ЕГЭ.


Также благодаря введению единого тестирования у школ появилась мотивация давать ученикам более качественные и глубокие знания, поэтапно подготавливая своих учеников к сдаче необходимых экзаменов.


Оценка результатов происходит независимыми экспертами, что исключает протекционизм со стороны учителей.


Ранее абитуриенты из отдаленных городов были вынуждены ехать на сдачу вступительных экзаменов и при этом не имели гарантии поступления. При этом сама поездка нередко оказывалась слишком дорогостоящей для абитуриента, что в конечном итоге часто служило отказом от поступления в желаемый вуз. Но благодаря ЕГЭ выпускник школы может сдать тесты и просто разослать результаты в желаемые вузы, не приезжая туда лично.


Государственное тестирование уравнивает шансы на поступление в престижный вуз для всех абитуриентов. Теперь дети как обеспеченных, так и бедных семей могут рассчитывать на обучение в престижном университете при хорошей успеваемости.


Благодаря системе ЕГЭ уровень коррупции в системе образования уменьшился практически в два раза.


Введение ЕГЭ является частью Болонского процесса. А это, в свою очередь, означает, что в будущем дипломы российских вузов будут признаны и в европейских государствах, что значительно повысит конкурентоспособность наших студентов за рубежом.


Прошло время, когда экзамены можно было сдавать лишь благодаря сообразительности и интуиции. Теперь оценка знаний происходит на более глубоком уровне. В таких условиях без качественных фундаментальных знаний сдать предмет на положительный балл не получится.


ЕГЭ дает уникальную возможность исследовать и вести учет успеваемости учеников в различных регионах.


Учащиеся получили стимул самостоятельно готовиться к сдаче тестирования.


Теперь рассмотрим отрицательные стороны перехода на ЕГЭ. К ним, например, можно отнести неприспособленность школьной программы к подготовке по данным тестам. И ученику со средней успеваемостью сдать ЕГЭ на положительный балл будет довольно проблематично. Для этого придется воспользоваться услугами репетиторов, которые, как правило, стоят очень дорого.


Еще один минус — это непривычная для учащихся форма оценки. Сразу перейти на сдачу тестов вместо привычных всем экзаменов будет довольно проблематично как для старшеклассников, так и для вузов.


Очень важным недостатком однозначно считается проблематичность адаптации к тестам гуманитарных дисциплин, таких, например, как литература. Тесты по этому предмету практически не могут показать истинных знаний и понимания данной дисциплины. Да и сами вопросы тестирования ЕГЭ по литературе звучат довольно примитивно и глупо.


В связи с введением тестирования учеба в старших классах превратилась в простое изучение тестовых вопросов, которое не дает учащимся глубокого понимания сути изучаемых предметов. Что же касается тех предметов, которые не внесены в перечень предметов ЕГЭ, то они просто-напросто игнорируются.


Есть также недостатки в самом механизме проверки выполненных тестовых заданий. Первые две части тестирования проверяются при помощи компьютера. Система отлажена довольно хорошо, но не доведена до совершенства. Что же касается третьей части, в которой ответы идут не на выбор учащегося, то здесь очень часто могут встречаться неточности под влиянием человеческого фактора. Когда в областную комиссию присылают огромное количество готовых тестов со всей области и проверить их необходимо как можно скорее, люди, занимающиеся этой проверкой, при большой нагрузке могут элементарно допустить оплошность, и результат может быть искажен. В условии сильной спешки об объективной оценке уже не может быть и речи, так как человек просто физически не способен прочесть и вдумчиво оценить такое количество работ.


Вот так в целом можно охарактеризовать основные черты данной системы итоговой оценки знаний выпускников школ. Мнения насчет нее еще долго будут разными, однако понятным является одно — система уже работает и это реалии теперешнего времени.